Мероприятия в начальной школе по профилактике правонарушений – Календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему: План мероприятий по профилактике правонарушений, 2 класс

Календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему: План мероприятий по профилактике правонарушений, 2 класс

Месяц

Мероприятия

        Регулярно        Регулярно

  Сентябрь

1.Составление социального паспорта класса.

2.Выбор органов классного самоуправления, распределение поручений.

3.Классный час «Права и обязанности школьника»

4.Оформление уголка «Знай и выполняй правила дорожного движения!»

5. Инструктаж  обучающихся по ПДД

6.Устный журнал «Азбука юного пешехода», практикум по ПДД.

7.Классный час «Правила поведения в экстремальной ситуации»

8. Практикум «Действия школьников при пожаре»

1.Контроль

за успеваемостью

детей и посещаемостью

ими занятий.

2. Контроль за занятостью

учащихся класса в

свободное время

(посещение кружков,

секций)

3.Индивидуальные беседы

с детьми девиантного

поведения

4.Привлечение учащихся

к подготовке и проведе-

нию воспитательных

мероприятий

5. Организация отдыха

детей в период каникул

6. Посещение семей,

беседы с родителями

Октябрь

1.Час общения «Правила школьной жизнедеятельности»

2.Тематическое занятие «Давайте учиться жить»

Ноябрь

1.Классное собрание «Наш класс на перемене»

2. «Лотерея хороших поступков» (игровая программа»

3.Классный час «Всемирный день прав ребенка»

Декабрь

1.Беседа-размышление «Что такое хорошо, что такое плохо»

2.Родительское собрание «Детская агрессивность».Причины и последствия детской агрессивности»

3.Диагностика (анкетирование) учащихся «Психологический климат в классном коллективе»

Январь

1.Классный час «О невежах и вежливости»

2. «Поступки твои и других» (разбор ситуаций)

Февраль

1.Час общения «Будущее России – это мы!»

2.Беседа-диалог «О нормах поведения»

Март

1.Классный час «Дисциплина и порядок – наши верные друзья!»

2.Беседа –игра «Как надо разговаривать со взрослыми»

3. «Твое поведение дома» (ситуативные задачи, тест)

Апрель

1.Час общения «Все мы разные, но мы – одна семья!»

2. Родительское собрание «Конфликт с собственным ребенком и пути его разрешения»

nsportal.ru

Классный час по профилактике правонарушений для начальной школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа №15»

Городской конкурс проектов и презентаций

«Твой выбор-2016»

Номинация: «Методические разработки мероприятий»

Классный час по профилактике правонарушений для начальной школы

«Профилактика школьная – наука достойная!»

Автор: Шатава Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Рязань 2016

Классный час по профилактике правонарушений

для начальной школы

«Профилактика школьная — наука достойная!»

Цели: учить детей правильно вести себя в школе и на улице.

Задачи:

— приобретение знаний о правилах поведения в школе и на улице;

— развитие познавательных процессов;

— умение находить решение проблемы;

-воспитание правовой грамотности, ответственности детей за правонарушения;

— формирование толерантного сознания школьников.

Ход мероприятия:

  1. Мотивация Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

  1. Актуализация знаний

Дорогие ребята! Что бы узнать, с какой целью мы здесь собрались и о чем пойдет речь, посмотрим на экран.

(На экране эпизоды из школьной жизни, где дети совершают правонарушения, а также правонарушения на дороге)

— О чем мы будем говорить? (Ответы детей)

— Правильно. Речь пойдет о том, как не стать жертвой правонарушений, как самому не совершить правонарушение, как соблюдать правила поведения, поговорим о профилактике правонарушений.

Слайд №1

Читаем вместе: «Профилактика школьная – наука достойная!»

  1. Работа по теме

Чтобы не было нарушений, люди создали законы. Все законы написаны в Уголовном кодексе РФ, все и взрослые, и дети должны беспрекословно выполнять эти законы. Нарушение этих законов приводит к правонарушениям, к преступлениям. А это – годы, проведенные за решеткой, горе близким и родным людям, болезни, одиночество и т.д.

Слайд №2

Закон, в праве – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

Слайд №3

Правонарушение — виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Слайд №4

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Слайд №5

Физическое лицо (человек), совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности.

Слайд №6

К административным нарушениям

относятся: мелкое хищение, мелкое хулиганство, мелкая кража, мошеничество, присвоение чужого имущества, нарушение правил дорожного движения, нарушение пожарной безопасности, нарушение общественного порядка, нахождение на улице в позднее время.

Рассмотрим некоторые статьи Кодекса.

Слайд №7

Статья 9.3. Оскорбление.

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых единиц.

А случалось ли вам, дети, быть свидетелем ситуации, где нарушался Закон, Статья 9.3.?

Сценка: «Дразнилки»

— Борька, Борис – на ниточке повис!

— Воображуля – первый сорт!

Куда едешь? На курорт?

Шапочка с пумпончиком,

Едешь под вагончиком!

— Борька, Борис – на сметане ты прокис!

Случалось ли вам быть участниками подобных конфликтов? Часто дети ссорятся, но важно, чтобы в итоге они помирились, а не переросло бы это в нарушение закона (Оскорбление).

Такие ситуации часто происходят на перемене.

Перемена. (Частушки).

  1. Перемена – перемена –

И всего десять минут!

Зазеваешься в проходе!

И тебе бока намнут!

  1. Леша наш на перемене

Занимается куреньем,

Был всегда румяный он,

Стал он желтый, как лимон.

  1. Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался!

  1. Говорит учитель Толе:

«Что ты носишься по школе?»

«А кому ж меня носить?

Что ли, завуча просить?»

  1. Для разминки тела Генке

Не хватило переменки.

Генка на литературе

Разминал кулак на Юре.

  1. Петя Катю колотил,

Даже притомился:

Хрестоматией лупил,

Может, он влюбился?

  1. Чтецы.

Звенит заливисто звонок,

И начинается урок.

Но отчего же еле-еле

Все достают свои портфели

И начинают там искать

Учебник, ручку и тетрадь?

Учитель говорит сурово:

— Опять к уроку не готовы!

Хочу, ребята, вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Ребята, а о каких нарушениях вы услышали в частушках? А если не соблюдать правила поведения, то недалеко до беды.

Слайд №8

Статья 9.1.

Умышленное причинение телесного повреждения.

Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

— А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим. Конечно, интересно поиграть.

Игра: «Это я, это я , это все мои друзья!»

-Я читаю вопрос, а вы отвечаете, если так делаете – «Это я, это я, это все мои друзья!»

А) – Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

….Это я……….

Б) – Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

В) – Знает кто, что красный свет –

Это, значит, хода нет?

Г) – Знает кто, что свет зеленый

Означает: «Путь открыт»?

Д) – А что желтый свет всегда

Нам «Вниманье!» — говорит.

Я вижу, вы хорошо знаете правила дорожного движения. Рассмотрим еще одну статью Уголовного кодекса РФ.

Слайд №9

Статья 18.23.

Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения.

Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевой повозкой или лицом, участвовавшим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.

Дети! Все мы понимаем, как важно соблюдать правила дорожного движения, а иначе может произойти, как в этих стихах:

  1. Раз куда-то мы спешили

И рванули напрямик.

Все машины тормозили,

Мы шарахнулись от них.

Из-под колес мы еле-еле

Живыми выскочить успели,

А постовой нам крикнул строго:

«Не выбегайте на дорогу».

  1. Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идем,

Всё читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш последний вам совет:

Ведь дорога не читальная

И не место для бесед.

  1. Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол,

Мостовую превратили

В наше поле – стадион.

Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен.

Не дороги, а дворы –

Место для такой игры.

А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, поиграем в игру «Светофор»

Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться … (опасно).

Жёлтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья).

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь…(открыт).

— Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте

Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите не подвижно.

Чтобы не стать жертвой правонарушения на дороге, запомни:

  1. Кто бежит через дорогу,

Тех накажем очень строго!

Чтобы знали наперед,

Есть подземный переход!

  1. И троллейбус, и автобус

Обходите сзади вы,

Чтоб на веки не лишиться

Своей буйной головы!

  1. Для болтушек-хохотушек

Есть особенный приказ:

Подходя к любой дороге,

Замолкайте тот же час!

  1. У тебя лишь две ноги –

От колес их береги!

А кататься на подножках

Могут лишь сороконожки.

  1. У штанов и у машины

Есть спасения ремни.

Ими ты свою машину

К себе крепко пристегни!

  1. Осторожно на дороге!

Берегите руки – ноги.

Помни правила везде,

А иначе быть беде!

Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд:

Свои имеют правила шофёр и пешеход.

Мы дарим всем памятки «Правила поведения на улице».

  1. Не играть на проезжей части улицы.

  2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.

  3. Изучать правила дорожного движения.

  4. Не цепляться к транспорту.

  5. Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.

  6. Вышел на прогулку – не уходи со двора!

А теперь поработаем в группах. Посмотрим, как вы усвоили правила дорожного движения! Какие правила нарушили герои книги В. Арбекова «Про умных зверюшек»?

( Каждая группа получает четверостишие и дает свой совет героям книги)

  1. Мартышки, устали не зная,

Резвятся на дверях трамвая.

Такой безумный хоровод

Их до добра не доведет.

  1. Лисята в мяч играть хотели,

Отец и мать не доглядели.

И вот беда, автомобили

Лисенка чуть не задавили.

  1. Входит Зайка с костылем,

Плачет мать, отец с ремнем.

Чтобы были целы ноги

Не играйте на дороге!

  1. Водитель крикнул: «Караул!

Он всю машину мне погнул!»

Кататься с горки так прекрасно,

Но у дорог – всегда опасно.

  1. На подножке Ёж катался

И однажды вниз сорвался,

А теперь уже дней пять

Не выходит он гулять.

  1. Проглядев за поворотом

Кот столкнулся с бегемотом.

Если б видел красный свет,

Был бы цел велосипед.

  1. На широкой улице

Едва не сбили Курицу.

Ведь надо обязательно

Смотреть кругом внимательно!

Молодцы!

Звучит песня Игоря Русских «Правила дорожного движения»

Ребята! Перед вами листочек с вопросами. Честно ответьте на них и сделайте вывод, как вы соблюдаете правила поведения в школе и на улице.

Анкета (Вопросы : Да +, Нет -)

  1. Нарушал правила дорожного движения?

  2. Купался в запрещенных местах?

  3. Разводил костры в неустановленных местах?

  4. Находился в общественных местах без сопровождения взрослых после 22 ч.

  5. Оскорблял, т.е. умышленно унижал честь и достоинства другого?

  6. Дрался?

Рефлексия

Покажите веселого смайлика, если классный час оказался полезным. Покажите грустного смайлика, если пользы от мероприятия не получил.

Что запомнилось?

Что понравилось?

Сделаем вывод: Правила нужно знать!

Правила нужно выполнять!

Окажем школе уваженье

Своим хорошим поведеньем!

По школе ты ходи спокойно,
По классу тоже не беги,
Всегда веди себя достойно,
Своё здоровье береги! 

Список используемой литературы:

  1. В.И.Ковалько « Игровой модульный курс по ПДД» — М.: Просвещение, 2002

  2. В.Арбеков «Про умных зверюшек» — М.: Алтей, 1994

  3. «Начальная школа» — 1988г., №3

  4. А.Усачёв «Правила дорожного движения» — М.: ЭКСМО, 2012

  5. Сборник «Детский фольклор. Ехал Грека через реку» — М.: ЭКСМО, 2013

  6. Э.Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» Занимательные сценарии – М.:Аквариум,1999

infourok.ru

План работы по профилактике правонарушений с учащимися 1 класса

План работы

по профилактике правонарушений

с учащимся 1- в класса

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

I полугодие

1

Беседа: «Права и обязанности школьников. Поведение в школе, на уроках, на переменах, в столовой».

4.09

классный руководитель

2

Беседа-игра  «Законы школьной жизни»

11.09

классный руководитель

3

Беседа «Поговорим о вежливости».

17.09

классный руководитель

4

Беседа-размышление «Что такое хорошо, что такое плохо».

24.09

классный руководитель

5

«Душевные» вредные привычки.

30.09

социальный педагог

6

Беседа-диалог «О нормах поведения»

2.10

классный руководитель

7

Беседа – игра «Как надо разговаривать со взрослыми»

9.10

классный руководитель

8

Тестирование по рисунку «Моя семья».

16.10

психолог

9

Беседа «Правила поведения на улице и в школе».

23.10

классный руководитель

10

«Поступки твои и других» (разбор ситуаций)

30.10

классный руководитель

11

Доброта – основа дружбы.

12.11

классный руководитель

12

Беседа-игра «Дисциплина и порядок – наши верные друзья!»

18.11

классный руководитель

13

Тренинг «Наши комплексы — наши враги».

27.11

психолог

14

За все мы когда-то ответим.

4.12

социальный педагог

15

Как научиться разговаривать с людьми.

11.12

классный руководитель

16

Психологический тренинг «Мир и спокойствие»

18.12

психолог

17

Беседа-размышление «Трудно ли быть хорошим?»

23.12

классный руководитель

II полугодие

18

«О невежах и вежливости»

14.01

классный руководитель

19

Уважение и терпение.

21.01

классный руководитель

20

Анкетирование и тестирование «Я и общество»

28.01

психолог

21

«Что я знаю о самом себе?»

4.02

психолог

22

Беседа «Что такое ответственность?»

11.02

социальный педагог

23

Беседа, круглый стол «Я и мои одноклассники»

18.02

классный руководитель

24

Я в глазах «других»

3.03

психолог

25

Культурно жить здорово!

11.03

классный руководитель

26

Законы честного человека

18.03

социальный педагог

27

Как ты познаёшь мир

21.03

классный руководитель

28

Твой поступок.

5.04

классный руководитель

29

Как исправить настроение

12.04

классный руководитель

30

Анкетирование и тестирование «Уровень жестокости»

19.04

психолог

31

Как научиться преодолевать трудности

26.04

классный руководитель

32

Как понять друг друга без слов.

5.05

психолог

33

Для чего нужна улыбка?

12.05

классный руководитель

34

Кто твой друг?

16.05

классный руководитель

35

Как научиться жить дружно?

19.05

классный руководитель

36

Беседа «Поведение вне школы и на каникулах»

23.05

классный руководитель

infourok.ru

План работы с учениками начальной школы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений.

Чеботарёва Лидия Александровна

Преподаватель начальных классов

Высшей категории

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Суховская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ Суховская СОШ )

п. Новосуховый Ростовской области

План работы по «Профилактике правонарушений, безнадзорности и наркомании»

3,4 класс 2016- 2017 учебный год.

 

1.

Проведение тематических классных часов, посвященных проблеме занятости в свободное время.

Один раз в четверть

Кл.руководитель,

Школьный психолог,социальный педагог Суховской сельской администрации.

 

2.

Проведение уроков « Здоровый образ жизни».

Один раз в четверть

Классный руководитель

3.

Выявление безнадзорных детей. Уточнение банка данных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих «группу риска».

сентябрь

Классный руководитель, школьный психолог

4.

Участие в педагогических советах.

По графику

Кл.руководитель

5.

Организация и проведение «Недели права»во время КТД « хочу всё знать»

декабря

Педагог,

Зам.дирек. по ВР

6.

Проведение бесед с инспекторами ОДН по профилактике.

Раз в четверть

Педагог ,Инспектор ПДН

Сотрудники

ГИБДД

7.

Профилактические мероприятия с уч-ся, состоящими на учете.

8.

Просмотр тематических видеофильмов.

В течение

года

Кл.руковод.

9.

Участие в межшкольных праздниках по профилактике правонарушений.

В течение

года

Кл.руководитель

10.

Подготовка сообщений, рефератов, докладов уч-ся по тематической проблематике.

В течение

года (по плану)

Кл.руковод

11

Работа с несовершеннолетними уч-ся школы, оставшимися без попечения родителей.

В течение

года

зам. директора по ВР, кл.руководитель

12.

Работа по составлению психологических характеристик уч-ся из «группы риска».

Сентябрь

Кл.руководитель,шк. психолог

13.

Участие в работе «Совета по профилактике».

Раз в четверть

Кл.руководитель

14.

Проведение родительских собраний.

Раз в месяц

Кл руководитель

15.

Составление плана занятости детей во внеурочное время.

По графику

Кл.руковод.

Зам.дирек.по ВР

16.

Участие в проектах, конкурсах по проблемам профилактики наркомании, вредных привычек.

По плану школы

21.

Проведение лекций по профилактике наркомании.

По плану школы

infourok.ru

Классный час на тему: Беседы по профилактике правонарушений

                                       Беседа по профилактике алкоголизма
                                                         Алкоголь и потомство

«Алкоголь бьет не сразу, но чаще всего наверняка, и не только самого пьющего, но и его потомство. За алкоголизм родителей во многих случаях тяжело расплачиваются дети», — так писала Е.М. Лубоцкая-Росселье.
О неблагоприятном влиянии алкоголя на потомство известно давно. И все же приходится вновь и вновь говорить на эту тему. Еще Гиппократ указывал, что пьянство — причина слабости и болезненности детей, а Авиценна утверждал, что нет большего зла для потомства, чем тайное или явное употребление родителями алкогольных напитков.

Многочисленными исследованиями убедительно доказано, что в семьях алкоголиков дети рождаются хилыми, болезненными, отстают в физическом и психическом развитии, плохо учатся, рано начинают употреблять алкогольные напитки, быстро психопатизируются, совершают антисоциальные поступки. У них чаще наблюдаются различные пороки развития, умственная отсталость, эпилепсия и т.д.

Клинические наблюдения и эксперименты свидетельствуют о том, что мертворождаемость, ранняя детская смертность, задержка физического развития, эпилепсия у детей — следствие алкогольной интоксикации женщин во время беременности. Злоупотребление алкоголем во время беременности ведет также к токсикозу, выкидышам, преждевременным родам, замедленным темпам психофизического развития ребенка даже при отсутствии пороков развития нервной системы.

Мыслители и ученые, древние эскулапы и современные врачи, физиологи и писатели доказали и осудили преступное пьянство родителей. Так почему же столь широко распространено это явление?

«Литературная газета» провела опрос 800 мужчин и женщин. Оказалось, что все они (!) не знали о последствиях пьяного зачатия. Отсюда видно, насколько важно как можно скорее и убедительнее довести до понимания, в первую очередь молодых, губительные последствия алкоголизма для потомства.

Мировая статистика показывает, что только в трети случаев умственная отсталость потомства возникает из-за генетического нарушения. «Двое из трех новорожденных-олигофренов обязаны своим недугом только родителям: пьянице отцу, легкомысленной матери, пившей во время беременности, а очень часто просто случайному и даже неглубокому опьянению, если оно пришлось на момент зарождения новой жизни» (С.Н. Шевердин).

Антиалкогольная пропаганда должна быть правдивой, и в какой-то степени и жестокой. Каждый, вступающий в брак, обязан с полной ответственностью и точным знанием относиться к словам физиолога Бунте: «Отравление алкоголем зародышевой клетки является истинным преступлением против зарождающейся жизни».

Говоря о влиянии алкоголя на потомство, нельзя обойти вниманием чрезвычайно тревожную тенденцию роста женского алкоголизма. Если в конце XIX века соотношение между алкоголиками мужчинами и женщинами — выглядело 10:1, в 50-е годы нашего столетия 7:1, то в настоящее время 5,5:1.

Процесс превращения пьющей женщины в больную хроническим алкоголизмом происходит в три раза быстрее, чем у мужчин. У алкоголичек на 10-15 лет раньше, чем у здоровых женщин, наступает климакс, во много раз чаще рождаются мертвые и неполноценные дети.

Большинство людей не задумываются о продолжительности нахождения алкоголя в организме. Между тем, специальными исследованиями доказано, что алкогольный яд сохраняется в половых клетках до 2-3 недель!

Думается, что изложенное выше позволит понять непривычное словосочетание: «планируемая беременность». Речь идет не о планировании числа детей, а широкий комплекс мер, предусматривающих появление здорового потомства, и в их числе — профилактика алкогольного опьянения родителей в период, предшествующий зачатию, в течение беременности и кормления ребенка грудью.

В старые времена, хоть и не существовало мудреной терминологии: «планируемая беременность», «врожденный алкогольный синдром», «олигофрения в стадии дебильности», народы всех стран обратили внимание, что дети, появляющиеся на свет после религиозных, государственных, народных и семейных праздников, сопровождающихся винопитием, часто рождаются неполноценными. Не случайно в Древнем Риме запрещали пить вино до 30 лет, в Спарте — до свадьбы, в Карфагене — до исполнения супружеских обязанностей и т.д. На Руси на свадьбах молодым разрешалось пить только квас. Можно дополнить исторический экскурс примерами из жизни народов Норвегии, Дании, Голландии, где запрещалось употребление спиртных напитков до тех пор, пока не рождались дети.

Немецкий врач Крепелин писал, что пока к алкоголю не причастны женщины, последствия алкоголизма не столь страшны, но когда пьянство получит распространение и среди женщин, то «нашим потомкам будет грозить полная гибель». Однако, опираясь на данные современной науки, с этим утверждением можно согласиться не полностью. Доказано, что алкоголь оказывает пагубное воздействие и на мужские половые клетки. Но если продолжительность контакта плода и вскармливаемого грудью ребенка с пьющей матерью достигает 1-1,5 года, а иногда и больше, то мужчине достаточно месячного воздержания от алкоголя, чтобы его половые клетки были «чистыми» от воздействия спиртного.

Экспериментами установлено, что после употребления даже небольших доз спиртных напитков (100 граммов водки) алкоголь уже через час обнаруживается в семени мужчины и яичниках женщины. Концентрация его в половых клетках и продолжительность нахождения в них прямо зависит от дозы принятого спиртного напитка. Современная наука объясняет пагубное влияние алкоголя на половые клетки, прежде всего, воздействием на наследственный аппарат — хромосомы. Попадая в готовые к оплодотворению половые клетки, сам алкоголь и ядовитые промежуточные продукты его окисления вызывают изменения участков хромосом-генов, являющихся структурными единицами наследственности. Эти изменения, или мутации, могут предопределить остающиеся на всю жизнь врожденные дефекты обмена веществ и другие нарушения, которые вызывают физическую и психическую неполноценность, снижение иммунитета.

Последняя рюмка вина за месяц до зачатия касается только тех мужчин, которые редко, эпизодически, употребляют алкоголь, в принципе же ведут трезвый образ жизни. Повреждающее влияние алкоголя на потомство не ограничивается моментом зачатия. Длительное употребление алкоголя приводит к поражению половых желез у мужчин, что выражается, в частности, в нарушении гормональной функции — выработке сперматозоидов. Чем раньше начато злоупотребление алкоголем, тем больше выражены эти нарушения. У мужчин, начавших злоупотреблять спиртными напитками до окончания полового созревания (20-21 год), отмечаются наибольшие изменения в составе спермы. При длительном употреблении алкоголя возникающие поражения наследственного аппарата более стойки, чем при однократном опьянении. Поэтому вне алкогольного опьянения у редко пьющего мужчины вырабатываются полноценные сперматозоиды, а у пьяницы и алкоголика поражение наследственного аппарата сперматозоидов сохраняется.

Наблюдения профессора В.Д. Дульнева за 64 детьми, родившимися от отцов-алкоголиков, показали наличие у всех умственной неполноценности, причем степень ее была пропорциональна длительности алкоголизма у отца. После лечения и полного воздержания от алкоголя в течение года и более у этих родителей рождались здоровые, полноценные дети. Алкоголь аналогично воздействует на женские половые клетки, но опасность для потомства, если алкоголем увлекается мать, возрастает. Влияние отца на наследственные факторы заканчивается в момент зачатия, в материнском же организме с этого момента начинается развитие плода. Пораженная яйцеклетка с генетическими изменениями обязательно приведет к рождению ребенка с теми или иными дефектами. Более 1/3 таких детей умирает, не дожив до года. Именно это имел в виду Крепелин, говоря об угрозе гибели человечества.

Наиболее чувствителен к алкоголю зародыш в первые дни и недели внутриутробного развития, то есть тогда, когда женщина может еще и не подозревать о беременности. Если она имеет привычку употреблять алкоголь даже в небольших дозах, то тем самым, не зная о беременности, подвергает плод практически 100 % опасности. В этот период оплодотворенная яйцеклетка внедряется в слизистую оболочку матки. Начинается интенсивное деление клеток в зародыше, и образуются зачатки будущих органов и систем человека. Все питательные вещества зародыш получает из крови матери. Если в ней есть алкоголь, то он обязательно попадает к плоду.

В бокале шампанского алкоголя не больше 10-15 граммов. Создаваемая им концентрация алкоголя в крови матери не превышает сотой доли процента, а экспозиция (время нахождения в крови) 1,5-2 часа. Это значит, что в течение 1,5-2 часов алкоголь (яд!) воздействует на стремительно размножающиеся клетки плода. Если доза алкоголя больше, то, соответственно, концентрация его в крови и экспозиция увеличиваются в несколько раз. В этом случае угроза рождения физически и психически неполноценного ребенка становится вполне реальной.

Вредоносное влияние алкоголя чрезвычайно опасно и в более поздние фазы беременности: он легко проникает к плоду через сформировавшиеся плодные оболочки. Ребенок, поврежденный алкоголем, во время внутриутробного развития имеет довольно характерный вид. Это так называемый «алкогольный синдром плода» или «алкогольнаяэмбриопатия». Такие дети рождаются, как правило, недоношенными. У них маленькие размеры головы (микроцефалия), нередки врожденные пороки сердца, расщепление неба (волчья пасть). Они имеют своеобразное лицо: небольшая красная полоска губ, вздернутый нос, третье веко — складка в области внутренних углов глаз, маленький подбородок. Алкогольные эмбриопаты отличаются и умственной неполноценностью.

Существует довольно распространенное мнение о том, что алкоголь, в частности пиво, способствует увеличению грудного молока. Из-за этого предубеждения многие дети продолжают отравляться алкоголем и после рождения: принимаемый кормящей матерью алкоголь через молоко легко попадает в организм ребенка. В 1 литре пива содержится 37,7 граммов спирта. Анализ молока, взятый у кормящей матери после приема ею пива, показывает, что, хотя количество молока действительно увеличивается, но это «пьяное» молоко резко отличается по своему составу: в нем значительно меньше белка и витаминов, а главное, оно содержит алкоголь — яд, против которого не существует противоядия. Дети, получающие отравленное грудное молоко, становятся плаксивы, беспокойны, начинают отставать в умственном и физическом развитии.

В Нормандии, где среди кормящих женщин распространена привычка к приему алкоголя, замечено, что заболеваемость и смертность детей раннего возраста, находившихся на грудном вскармливании, выше, чем у детей-искусственников. Это наблюдение как раз противоположно тому факту, что дети-искусственники гораздо чаще подвержены заболеваниям, чем дети, вскармливаемые грудным молоком безупречной матери. Вот как алкоголь может извращать выдающиеся качества «белой крови», как иногда называют материнское молоко, имея в виду его исключительные защитные свойства для растущего организма ребенка.

У А. Межирова есть стихи, которые прямо не относятся к проблеме алкоголизма, но заканчиваются словами, которые напоминают родителям всех возрастов об ответственности, лежащей на них при воспитании детей:

Дитя прекрасно. Ясно это?
Оно совсем не то, что мы.
Все мы — из света и из тьмы.
Дитя — из одного лишь света.
Так что не трогайте дитя,
Обожествляйте колыбели.

Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бокал вина, выпиваемый в компании друзей, — это атмосфера праздника, легкости и непринужденности. Традиция виноделия и винопития — это целый культурный материк, благородный плод античной цивилизации. И все же будь осторожна: может настать момент, когда из необязательного удовольствия спиртное превратится для тебя в насущную потребность…

…Промозглыми зимними вечерами Нина и Юля частенько забредают в кафе — перекусить на скорую руку горячими пирожками. К этой трапезе Нина берет чай с лимоном, а Юля — «мерзавчик» с рябиновой настойкой. Нина не видит в этом ничего предосудительного, и сама иногда просит плеснуть ей в чай крепкого напитка, «чтобы согреться». Если в бутылочке что-то остается, Юля забирает ее, чтобы допить дома. В конце концов, кто сказал, что немножко выпить за ужином — даже в одиночку — плохо? Обе подруги лишены предрассудков на этот счет. Их посиделки вдвоем проходят, как правило, за накрытым столом и обязательно сопровождаются бутылочкой сухого вина. 

Ну у кого повернется язык назвать их пьяницами? Положа руку на сердце, кто из нас откажется от бокала шампанского где-нибудь на презентации или вечеринке? Если не злоупотреблять, то зачем же отказывать себе в невинном удовольствии? Не алкоголики же мы все, в самом деле! Алкоголики — это люди с опухшими лицами и трясущимися руками, неряшливы и немного потусторонние. Ну а мы — ухоженные, дисциплинированные, что у нас с ними общего? От этих жалких существ так легко отмахнуться… если бы не видеть едва ли не ежечасно, что разделяющая нас с ними пропасть стремительно заполняется теми, кто еще вчера был «по нашу сторону баррикад»…

… Лиза выросла в очень дружной и, главное, непьющей семье. Прекрасно училась, а с природной застенчивостью сражалась весьма своеобразными методами: стала «моржихой» и три зимы прокупалась в проруби, а, кроме того, совершала несколько прыжков с парашютом. «Впервые я попробовала алкоголь в 18 лет, — рассказывает она, — Это произошло в семье моего первого мужа во время обычного субботнего застолья. Я сразу почувствовала, что мне море по колено — принялась болтать, шутить, даже песню какую-то затянула… В тот раз я напилась, что называется, до потери пульса, так что свалилась под стол и заснула. Окружающие посмеялись по-доброму над моей слабостью, а я… С тех пор я стала ждать этих суббот-воскресений. Мне и в голову не приходило, что это плохо, я просто стремилась вновь ощутить эту радость, счастье полного раскрепощения. Спустя полгода муж начал терять терпение: в нормальной жизни я была тихая, спокойная, а как только напивалась — начинались скандалы. Вскоре мы разошлись. Я тогда жила отдельно от родителей и могла пить по вечерам в одиночку. Как-то мы отмечали Новый год, я выпила рюмку — и пошла цепная реакция. По пути домой произошел первый провал в памяти: я заблудилась, опомнилась где-то на окраине города. К счастью, кто-то подобрал меня и довез до дома. Вот тогда я поняла, что это первый звонок и решила взять себя в руки». К сожалению, Лизины попытки бросить пить оказались бесплодными — рано или поздно она все равно срывалась. «Родители водили меня и к психологу и на кодирование — все безрезультатно. В последнее время жила так: неделю пила, неделю отходила. Бродила по Москве, ночевала с бомжами, возвращалась разбитой. Друзья отвернулись от меня. Если я им звонила, просили забыть их телефон. Однажды я вернулась домой после очередного загула и вообще не могла понять: день сейчас или вечер. Тогда мама каким-то чудом раздобыла телефон «Анонимных алкоголиков» и повела меня туда…»

У Лизиной истории счастливый конец. Глядя сегодня на эту красивую и, по всей видимости, счастливую 30-летнюю женщину, с трудом можно представить ее в обличье опустившейся пьянчужки. Еще труднее было понять причины, по которым 10 лет назад девочка из благополучной семьи стремительно превратилась в алкоголичку. Причин здесь несколько. Лиза продолжает свой рассказ: «Работая по программе «Анонимных алкоголиков (АА)», я обнаружила у себя кучу недостатков, которые, по сути дела, с детства мешали мне чувствовать себя счастливой. С одной стороны, я была ужасно зажатая и зашоренная, а с другой — жуткая врунья. И мне почему-то казалось, что я самая несчастная на земле: всем кругом хорошо, одной мне плохо… Даже в голову не приходило, что многим людям живется хуже. Ну а когда ушли алкогольные проблемы, я обнаружила, насколько исковерканы привычки, поведение».

Все мы встречали закомплексованных людей, которые лишь под воздействием алкоголя способны ощутить психологический комфорт, присущий нормальному человеку. Люди, относящиеся к этой категории, составляют одну из групп риска — желание продлить приятное состояние легкости подталкивает человека к более частым выпивкам. «Спиртное — достаточно простой, но опасный путь, — объясняет врач-нарколог Юрий Аркадьевич Вяльба. — Видишь все вокруг в розовом цвете, чувствуешь себя уверенно… Если у человека есть личностные, психологические проблемы, он должен научиться решать их путем работы над собой, самоусовершенствования».

В Лизином случае к желанию освободиться от зажатости приплюсовывались и некоторые биохимические особенности ее организма. «Существует определенная генетическая патология, когда у человека не хватает ферментов, отвечающих за переработку алкоголя, — продолжает Вельба. — Человек, не знающий об отсутствии у него этого фермента, спивается, как правило, очень быстро». Впрочем, «история любви» к спиртному у каждого своя и не всегда легко понять, почему кто-то внезапно начинает неудержимо ползти вниз по наклонной плоскости. Не последнюю роль играет и пример родителей, случается, что девочка, глубоко страдавшая от пьянства матери, столкнувшись во взрослом возрасте с какой-то проблемой, подсознательно ищет в спиртном нишу, в которую можно спрятаться от жизненных неурядиц.

«В общественном менталитете устойчиво сохраняется точка зрения, будто не пить — плохо, — говорит Вяльба.- Кстати, наибольшее количество женщин, больных алкоголизмом, работают в сфере услуг, торговли, гостиничного бизнеса. Там есть дармовые деньги, некое общее дело по их добыванию и потребность быть всем вместе и всем быть хорошими. Выпивка после работы вроде бы сплачивает коллектив…»

Свою роль в возникновении рокового пристрастия к спиртному играют не только социальные, профессиональные, но и психологические причины. Так, по мнению специалистов, в группу риска входят женщины с пониженной устойчивостью нервной системы — в основном, истероидного типа. Не находя реализации в своей профессии, семье, они таким образом как бы уходят от действительности, а порой и пытаются шантажировать своим пьянством окружающих. Эти люди стараются заставить близких танцевать вокруг их персоны, чувствовать свою вину за их падение. Беда, однако, состоит в том, что все первоначальные мотивации пьянства действуют до поры до времени.

«Когда болезнь уже началась и развивается, — рассказывает Вельба, — все упомянутые внешние причины отходят на второй план, и в действие вступают процессы физиологические, биохимические, когда организм начинает требовать алкоголя для поддержания своего нормального состояния. К нам в Центр психотерапевтической помощи приходит много пациентов от 25 лет и старше, уже находящихся на стадии физиологической зависимости. Чтобы работа с ними была успешной, необходимо их желание, понимание того факта, что в их жизни эта проблема существует. Кстати, осознание наличия проблемы — первая ступень в программе «12 шагов», разработанной движением «АА». Все мы, как правило, что-то слышали или читали о нем. На одном из открытых собраний, помимо знакомой нам Лизы, можно увидеть и несколько симпатичных молодых женщин, на чьих лицах не было и следа ужасной болезни, приведших их в «АА».

«Мы должны знать об алкоголизме всю правду, — говорит Вера, руководитель собрания. — Ведь если наркомании у нас на интуитивном уровне все боятся, то пьянство вроде бы социально приемлемо! Читая лекцию девочкам-подросткам, всегда говорю: «Вам, конечно, нравятся мальчики, которые, что называется, «умеют пить» — все остальные уже под столом, а этому хоть бы хны! Так вот: тех, «слабаков», могут удержать от пьянства неприятные последствия — тошнота и прочие, а у «сильных» этих ограничений нет, и потому риск утратить бдительность во много раз больше…» Участники собрания, перед тем как взять слово, представлялись так: «Андрей-алкоголик», «Лена-алкоголик». При этом по всему было видно, что они уже достаточно давно не пьют.

Ощутив реальную опасность личностной и социальной деградации, побывав порой на самом дне, эти люди нашли для себя выход. И в своих усилиях перед лицом постоянного риска сорваться они — нравится нам это или нет — опираются на помощь Высшей Силы, как бы каждый из них ее не представлял. Программа «АА» помогает вчерашним аутсайдерам не только вернуть здоровье, но и успешно профессионально «раскрутиться». По данным американской статистики, доход членов «АА», бросивших пить, где-то в пять раз выше, чем в среднем по стране. Уже через три месяца с момента отказа от спиртного их жизненный уровень начинает расти. Итогом усилий членов «АА» становится не только социальная реабилитация вчерашних пьяниц, но и полная перемена их мироощущения.

Путь Лизы да и других членов «АА» к выздоровлению вряд ли был лучезарно прост. Для очень многих наших сограждан непреодолимым препятствием, по видимому, станет необходимое для члена «АА» признание существования Высшей Силы и готовность препоручить себя ей. Кроме того, программа «12 шагов» предполагает активное участие пациента в деле самоизлечения. «Американцам такой подход близок, — говорит Вяльбе, — ну а русский привык ждать, что по щучьему велению с ним произойдет чудо. Поэтому у нас так популярны все эти кодирования за один день, по телефону, по фотографии… Однако имейте в виду: к одномоментным методам лечения восприимчивы лишь 15 % населения!» В общем, наш пресловутый «русский порок» не вылечишь в одночасье, скажем, чудодейственной таблеткой. И если программа «АА» неприемлема для кого-то «по идейным соображениям», к его или ее услугам психотерапевтические центры или «клубы доверия», где разработана комплексная программа реабилитации больных алкоголизмом: дезинтоксикация, психотерапия, работа с семьей, а также психоаналитический гипноз и психосинтез. Кстати, именно эти — так называемые трансовые — методы оказываются наиболее эффективными при работе с женщинами. И все же ключевую роль здесь играет готовность пациента к совершению усилий, ну и, конечно, отсутствие попустительства со стороны близких, их переход на позиции «жесткой любви».
«Ну а я-то здесь причем?» — возмутится кто-то. Все-таки какие-то вещи неплохо знать заранее.
Необходимо запомнить, что:
— Женский алкоголизм чаще всего имеет под собой эмоциональную почву. Женщина может начать пить внезапно, и в 30, и в 40 лет, под воздействием каких-либо жизненных невзгод: разошлась с мужем, потеряла работу или ребенка, все лучшие годы просидела домохозяйкой и т.д. Все это называется «компенсационным алкоголизмом». В качестве профилактики следует научиться относиться ко всем своим проблемам конструктивно и не искать забвения в вине, а с открытым забралом выйти один на один со своей проблемой.
— Алкоголизму подвержены даже самые уточненные интеллектуалки. Каждая из нас знает множество отечественных и зарубежных звезд, предававшихся этому пороку, а порой и окончательно погибших от него. И умных, и красивых, и талантливых… Обладание всеми этими дарованиями — еще не гарантия против пьянства.
— Нервная система и печень у женщин более чувствительна к пагубному действию спиртного, нежели аналогичные органы у мужчин.
— У женщин намного быстрее, чем у мужчин, наступает так называемая алкогольная деградация. Как говорится, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. А уж тем более — корове.
Ты не алкоголичка, но будь настороже, если:
— за столом ты неоднократно напоминаешь соседу, что твой бокал уже пуст;
— покупая продукты, чтобы поужинать дома в одиночестве, ты прихватила как бы невзначай и бутылочку вина
— тебе обязательно нужно спиртное и к масляничным блинам, и к капустному пирогу;
— тебе хорошо известна разница между приличным вином и «бормотухой», но ты не откажешься и отпоследней, если на столе нет ничего лучше;
— ты считаешь, что вино — лучшее снотворное и без него тебе не заснуть;
— тебе всегда хочется закончить начатую бутылку шампанского, которую вы не допили с друзьями.
Алкоголизм тебе не грозит, если:


— ты можешь позволить себе за ужином бокал вина, но вполне обойдешься и соком;
— в домашнем баре у тебя стоят 2-3 бутылки разных алкогольных напитков, ожидающих прихода гостей. Пить в одиночку у тебя просто не возникает желание;
— из всех напитков ты предпочитаешь хорошее вино, но, если на столе такого не окажется, ты предпочтешь вообще обойтись без спиртного;
— твой желчный пузырь весьма болезненно реагирует на любые алкогольные излишества;
— зимой на горнолыжном курорте тебе не хочется пить вообще, чтобы это не повлияло на твою спортивную форму.

Протокол №

Проведения воспитательного мероприятия

Дата проведения: 19.01.2017 г.

Организаторы: воспитатели семьи рода Тобольчиных

Цель и задачи: способствовать формированию у воспитанников навыков критического мышления и осмыслению ими отрицательных последствий употребления энергетических напитков; познакомить с воздействием энергетических напитков на организм;
анализ реального воздействия энергетических напитков на растущий организм;
обсудить последствия употребления энергетических напитков.

Форма проведения: беседа с использованием  презентации «Пивной алкоголизм», «Энергетические напитки», просмотр фильмов по ЗОЖ 

Количество воспитанников: 7 чел. — 5-9 классы

Используемое оборудование: выставкой книг по антиалкогольной и антинаркотической тематике, презентация, мультимедийное устройство.

Краткий отчет: (педагогическая ценность мероприятия, активность воспитанников, эмоциональный фон и др.)

Сейчас все чаще от подростков можно услышать, что они пили в выходные или отрывались на дискотеках со спиртным. Это является поводом, чтобы начать бить тревогу.  Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Данная тенденция выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно.   Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы.

В ходе беседы дети узнали,  что алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее, прослушали небольшие рассказы  подростков о том, как  возникло пристрастие к спиртному,  посмотрели документальный фильм, рассказывающий о вреде алкоголя. После просмотра фильма ребята высказывали свои мнения о том, что нужно сделать, чтобы приобщать молодых людей к здоровому образу жизни. Прозвучали такие мнения как можно больше уделять внимания работе спортивных секций, кружкам по интересам.

Выводы, рекомендации:

Никогда и ни при каких обстоятельствах не пригубливай вина, даже если это предложат тебе близкие люди — товарищи и родные.

Приложение: сценарий

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений среди обучаюшихся начальных классов «Знай свои права. Соблюдай. Не нарушай».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа №3 города Докучаевска»

Разработка внеклассного мероприятия по теме :

Подготовила

учитель начальных классов

І категории

Ковбасса Валентина Алексеевна

г. Докучаевск

ТЕМА: Знай свои права. Соблюдай.

Не нарушай.

ЦЕЛЬ. Закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить

применять их в жизненных ситуациях;

сформировать представление о правонарушениях,

познакомить с видами правонарушений;

учить высказывать своё мнение;

воспитывать отрицательное отношение к нарушениям

норм морали и прав человека.

МЕТОДЫ: ПРИЁМЫ:

Беседа Активизация жизненного

Метод наглядности опыта

Рассказ Тестирование

Игра

ЛЕКСИКА ДЛЯ УСВОЕНИЯ: правонарушение, проступок,

преступление, Декларация, Конвенция,

неприкосновенность.

ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты – части «карты» для поиска клада.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы кладоискатели.

Нам не просто клад найти,

Испытанья ждут в пути.

Чтоб подсказки все собрать,

Нужно дружно отвечать!

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

(М.Знобищева)

2. Мотивация учебной деятельности.

Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

* Что люди могут делать и что не могут?

* Что они обязаны делать и что не обязаны?

* На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека»

( 1959 г.). Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в этом случае, если соблюдать… А немного позднее, в 1989 году вышла Конвенция по вопросам прав ребёнка. Сегодня мы не раз будем возвращаться к этим важным законам.

3. Актуализация опорных знаний.

Свои права должны мы знать

И никогда не забывать!

(После ответов детей вывешивается первая часть «карты», на которой написаны права детей.)

— О каких правах ребёнка говорится в Конвенции?

(Ответы детей.)

* Право на жизнь.

* Право на охрану здоровья.

* Право на любовь и заботу.

* Право на образование.

* Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести.

* Право на полноценное питание и чистую воду.

* Право на защиту от эксплуатации детского труда.

* Право на отдых и развлечения.

* Право на защиту от насильства, неприкосновенность личности.

* Особая забота о детях – инвалидах.

Игра «Свободный микрофон».

— Какие бы ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав ребёнка?

(Ответы детей.)

4. Сообщение темы и задач мероприятия.

Сегодня мы с вами поговорим о нарушении прав ребёнка и о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.

5. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1) Беседа о нарушениях прав ребёнка.

Мир сказок всем задаст вопрос,

Поверьте, будет он не прост.

(После ответов детей вывешивается вторая часть «карты», на которой написана пословица:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)

— О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?

( Работа по иллюстрациям к сказкам: Ш.Перро «Золушка», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Гуси – лебеди», Г.Х. Андерсен « Снежная королева».)

Викторина по сказкам:

* Вспомните сказки, в которых было нарушено право человека на жизнь и личную неприкосновенность. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.).

* Какие литературные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Л.Н. Толстой «Маша и три медведя», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Ледяная избушка», «Теремок».)

*Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? (В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Бременские музыканты», русская народная сказка: «Колобок».)

* В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? (А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Джанни Родари «Приключения Чипиллино», Г.Х. Андерсен «Снежная королева».)

* В каких сказках нарушено право на отдых и досуг, была эксплуатация труда детей? (Ш.Перро «Золушка», С.Я.Маршак «12 месяцев».)

— Кого призывать на помощь, если по отношению к вам происходит нарушение прав?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2) Знакомство с понятием «Правонарушение».

Одно из сложных без сомнения

Задание – правонарушение.

Что плохо и что хорошо ?

Должны мы постараться –

Во всём, ребята, разобраться!

(После ответов детей вывешивается третья часть «карты», на которой написано определение понятия «Правонарушение».)

Рассказ учителя с элементами беседы.

— Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?

Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.

Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.

— Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников?

(Ответы детей.)

*Нарушение прав неприкосновенности личности. (Дерутся, обзываются.)

— Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?

*Нарушение прав неприкосновенности собственности. (Берут без разрешения, воруют.)

— Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?

*Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.

*Нарушают дисциплину в школе.

*Нарушают правила дорожного движения.

— Как вы думаете, все эти правонарушения можно назвать проступками или преступлением?

— Чем проступок отличается от преступления?

— Можно ли сказать, что проступок – младший брат преступления?

— Как вы понимаете пословицу: «От проступка до преступления – один шаг?»

Разбор ситуаций:

Бывает так, что кто-то из ваших самых лучших друзей предлагает вам совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: закурить или взять что – то в магазине, если нет по близости продавцов, если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать … Согласиться – совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.

— Какие бы дали советы, как можно выйти из данной ситуации?

6. Закрепление и осмысление знаний учащихся.

1) Игра «Весёлые человечки».

А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Весёлые человечки», но не забывайте о правилах, которые мы разобрали на уроке.

Повернитесь друг к другу, приготовьте правую руку.

Весёлые человечки увидели друг друга, улыбнулись, поздоровались и пошли вместе гулять. Вдруг увидели друг у друга красивую игрушку – забрали скорей!… (?)

Многие дети не захотели забирать, а попросили на время поменяться и поиграть. Вместе было весело, а потом они поссорились и … подрались!… (?)

Я очень рада, что не все дети подрались, а вместе вернулись с прогулки, поблагодарили друг друга за то, что вместе было весело, попрощались и разошлись по домам.

2) Вот теперь, дети, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведём тестирование. Вам не нужно подписывать ваши листочки, необходимо лишь обвести выбранный ответ.

  1. Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?

  2. Если бы у меня была возможность отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?

  3. Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?

  4. Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал ли я это или нет?

  5. Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жильцами подъезда – поджечь почтовые ящики или бросить дымовую шашку, сделал бы я это или нет?

3) Работа над пословицей:

Таится в мудростях секрет

А мы должны найти ответ!

(Вывешивается четвёртая часть «карты», на которой написаны высказывания.)

Есть замечательные слова: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – почнешь судьбу».

— Как вы их понимаете?

Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ-просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны».

Как вы понимаете эти слова?

7. Итог урока.

Встань смелее в красный круг,

Оглянись скорей вокруг.

Повернись к доске спиной

И шагай скорей со мной.

7 шагов пройди вперёд,

И направо поворот.

5 шагов ты пройдёшь

И бесценный клад найдёшь!

Очень трудный путь прошли

И сокровища нашли.

(Разворачивается лист – плакат, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся хором их читают.)

СПОР УМЕЙ РЕШИТЬ УМОМ,

А НЕ В ДРАКЕ С КУЛАКОМ.

ЗАВИСТЬ, ЗЛОСТЬ – ЭТО БЕДА,

НЕ БУДЬ ГРУБЫМ НИКОГДА.

НЕ ХАМИ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ –

ЛУЧШЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ.

БРАТЬ ЧУЖОЕ ТЫ НЕ СМЕЙ,

И ПОДСЛУШИВАТЬ У ДВЕРЕЙ.

СУМЕЙ ДРУГУ НЕ ПОДДАТЬСЯ –

ОТ ПРОСТУПКА ОТКАЗАТЬСЯ.

ПРАВИЛ ДОРОЖНЫХ –

ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕСЛОЖНО.

ЕСЛИ ИХ НЕ СОБЛЮДАТЬ –

МОГУТ ЛЮДИ ПОСТРАДАТЬ.

ЕЩЁ ОДИН СОВЕТ ПРОСТОЙ –

ЧИСТ БУДЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ!

Проблемная задача:

— Ребята, а являются ли данные советы сокровищем? Выскажите своё мнение.

infourok.ru

Методическая разработка по ОБЖ (4 класс) по теме: О профилактике правонарушений и ОБЖ

Классный час «Что такое толерантность?»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

Ход классного часа

— Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

— Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

— Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

— Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

— Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте…”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

— Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

— Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав её руку.

— Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

— А нам-то что? Он сам виноват.

— Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

— Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

— Я всё равно подойду. — Девушка вырвала руку.

— Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, — он попытался увести её.

— Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

— Что с вами? — спросила она мужчину. — Что с вашей ногой.

— Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

— Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

— Спасибо, леди, спасибо…

— Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, — у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

— У вас открытый перелом, — проговорила она. — Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро пошла к телефонному автомату.

— Девушка! — окликнул её мужчина – Спасибо вам! — Девушка обернулась и улыбнулась. — Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

— Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

— А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

— Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

— В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *